«Телефон доверия»
(391) 298-55-47

Что такое конфликт интересов? Основные понятия

Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам (ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 14 февраля 2010 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 указанного выше Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Недопущение и разрешение конфликтов интересов на госу­дарственной службе являются одним из главных антикоррупционных механизмов. В то же время данный механизм не является абсолютно новым, так как это понятие используется в российском законодательстве на протяже­нии уже достаточно длительного времени, в том числе и примени­тельно к публичным служебным отношениям.

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государ­ственных служащих стал применяться, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управле­ния вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей.

Конфликтом интересов должна считаться и си­туация, связанная с влиянием личной заинтересованности государ­ственного служащего на надлежащее испол­нение им не только должностных (т.е. по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей. Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ служеб­ные обязанности, установленные ст. 18 и 20 Федерального зако­на «О государственной гражданской службе Российской Федера­ции» распространены на служащих органов внутренних дел, про­куратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих.

Личная за­интересованность государственного служащего может быть не только прямой, но и косвенной.

Конфликт интересов не является служебным спором, так как воз­никает не по поводу установления или применения условий труда, а по поводу наличия или отсутствия личной заинтересованности у служащего. Вместе с тем решение, принятое в результате разре­шения конфликта интересов, может быть обжаловано в комиссию по служебным спорам или в суд. В таком случае возникает индивидуальный служебный спор по поводу урегулирования конфликта интересов.

В законодательстве также можно встретить примеры увязывания конфликта интересов не только с материальными, но и иными выгодами. Например, Положение об установлении мер по недопущению возникновения конфликта интересов в сфере накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения во­еннослужащих, утвержденное постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 656, содержит понятия:

«материальная выгода» – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, которую можно оценить и определить в каче­стве дохода в соответствии с налоговым законодательством Россий­ской Федерации;

«личная выгода» – выгода, не являющаяся материальной выго­дой, выразившаяся в достижении лицом очевидных личных целей, даже если такая выгода не привела к получению материальной выгоды. Не являются личной выгодой повышение по службе и объяв­ление благодарности.

Аналогичные определения содержатся в Положении об уста­новлении мер по недопущению возникновения конфликта интере­сов в отношении должностных лиц федеральных органов исполни­тельной власти, вовлеченных в процесс регулирования, контроля и надзора в сфере обязательного пенсионного страхования, должност­ных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и др.

2. Основания возникновения индивидуальных служебных конфликтов определены в законодательстве. Так, Федеральный закон 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ закрепил право гражданского служаще­го на «защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения» (п. 15 ч. 1 ст. 14). Специфика служебного обжалования в отличие от жалоб граждан, вытекающих из трудовых отношений, заключается в предварительном разрешении служебных конфликтов в поряд­ке дисциплинарного производства и ряде иных процессуальных положений. Только после разрешения спора внутрисистемным образом служащему предоставляется возможность выхода в Ко­миссию по разрешению служебных споров или в суд общей юрис­дикции. На практике встречаются примеры скрупулезного разграничения служебного контракта и трудового договора ( на­пример, в приказе Судебного департамента Верховного Суда РФ от 23 августа 2005 г. № 94 «Об утверждении форм контракта и тру­дового договора»).

Из понятия государственной службы следует, что государ­ственный служащий не имеет права на забастовку, он ограничен в требованиях к государству, так как сам в определенной степени олицетворяет государс­тво. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ч. 15 п. 1 ст. 17 «Запреты, связанные с гражданской службой») предусматривает, что «в связи с прохож­дением гражданской службы гражданскому служащему запреща­ется ... прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора».

3. Существуют различные способы организации разрешения индивидуальных споров госу­дарственных гражданских служащих. Среди этих способов можно назвать те, которые, во-первых, являются внутриаппаратными, например, личное взаимодей­ствие государственного служащего и его начальника (отчеты о результатах работы, представление декларации о доходах и т. д.) и, во-вторых, требуют институционального закрепления, т. е. всю систему правоохранительных и правообеспечивающих органов.

Государственные формы контроля за деятельностью государ­ственного служащего включают: внутриведомственный контроль по подчиненности; надведомственный контроль со стороны специально созданных государством органов контроля – прокуратуры, суда, иных специализированных органов; парламентский контроль. Ряд ученых предлагает создать суды административной юстиции, теснее соединить государственные и общественные формы организации контроля.

«На государственной службе, как и в любом коллективе людей, не должно быть крайностей: тотального доносительства друг на друга в личных целях, с одной стороны, и круговой поруки – с другой» (Д.А. Медведев).

4. Конкретный характер приобретают мероприятия по декларированию доходов государственного служащего и членов его семьи, впервые введенные в 1997 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 г. № 484 (ред. от 25 июля 2000 г.) «О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе». Например, в 2009 г. были подписаны Указы Президента РФ: № 561 (ред. от 12 января 2010 г.) «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования» и № 1065 (ред. от 21 июля 2010) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению" (вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению").

Рубрикатор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я C Все
Загрузка...
По вашему запросу не найдено совпадений